В наши дни особенно
актуален вопрос , что читать и как читать детям, и исходя из этого,
формирование круга детского чтения (КДЧ). КДЧ - это круг тех
произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. В КДЧ
входит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в
детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и
журналы).
Отбор книг для детского чтения
и, соответственно, для формирования детской библиотеки должен
осуществляться по определенным принципам.
1. Психологические принципы
- учет возрастных особенностей и особенностей восприятия современного
дошкольника. Возрастные особенности - быстрая утомляемость, слабая
концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем
памяти, отсутствие личного опыта. Особенности восприятия художественного
произведения - восприятия литературы на слух, восприятия событийной
стороны произведения, более живое, эмоциональное восприятие стихов, чем
прозы, внеконтекстное восприятие искусства (в своих представлениях о
происходящем в произведении ребенок далеко выходит за пределы текста),
наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образное восприятие
произведения (лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации, когда
слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша), влияние
морально-этических установок семьи, среды, времени на восприятие
художественного произведения (ребенок понимает произведение в
зависимости от своего нравственного опыта).
2. Педагогические принципы - воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
3. Литературоведческие принципы
- наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма; наличие разных
видов искусства: фольклор, художественная литература, разнообразие
жанров: фольклорные (народные сказки, колыбельные песни, потешки,
заклички, приговорки, небылицы - перевертыши, народные детские песенки),
литературные (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы,
миниатюры, рассказы, повести, энциклопедия и др. научно - популярные
жанры ).
4. Историко-литературные принципы - непременное наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.
Необходимо:
• тематическое
многообразие произведений: тема детской игры и игрушки; тема природы,
животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в
детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями,
родственниками; тема родственных отношений, интернациональная тема; тема
детства, тема чести и долга; тема войны, историческая тема; человек и
техногенный мир;
• многообразие авторских имен;
• учет
половых (гендерных) различий детей: взрослый подбирающий литературу
обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги,
где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском
предназначении; мальчикам будет интересна литература о сильных,
мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в
нештатных ситуациях;
• сезонный принцип в подборе литературы для чтения.
Существуют критерии отбора книг для детского чтения:
1. Идейно-художественный
- произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими
вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и
счастья, мира и покоя для всех и каждого.
2. Феномен множества -
одни и те же писатели создают большое количество произведений, где
звучит родственная тема, действуют одни и те же герои, повторяются
сюжеты, используются одинаковые художественные приемы.
3. Адаптированная литература
- приспособленная для детского чтения: книга сокращается,
пересказывается, объем текста уменшается, старые, вышедшие из
употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.
Литература
1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… М.: Линка-пресс, 2003.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2005. (по материалам сайта детского сада №489 г. Москва Автор-составитель воспитатель
Боташева Лидия Хашаовна)
|