Самым сложным видом
работы с дошкольниками по детской литературе и для воспитателя, и, тем
более, для родителей является анализ художественного текста. Но он
насколько сложен, настолько и необходим. Ни что, как анализ, не учит не
только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания,
вдумываться, вглядываться в текст, следовать за мыслью автора и
постигать ее.
Анализ художественного текста
ведется путем постановки вопросов. Для младшего возраста - это
репродуктивные вопросы (Кто? Что? Где? Как?), а с четвертого года жизни
вопросы должны носить аналитический характер (Почему?), то есть
побуждать размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Вопросы
должны быть доступными для детей. А все слова понятными, точными,
оправданными.
На первых порах рекомендуется
составить "партитуру" текста, то есть параллельно тексту записывать
вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если
ответы детей не будут удовлетворять взрослого.
Анализ произведения нужно
организовывать так, чтобы он представлял собой серьезный, интересный и
полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как
вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не
надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные
для ребенка вопросы - от самых простых до глубоких, философских.
Правильно организованный анализ произведения помогает поддерживать в
детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учит
думать, сопоставлять.
Ни в коем случае нельзя
переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное
произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а
иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка. Например,
обсуждая поведенческие проблемы ребенка взрослые стараются преподнести
литературного героя, как образец для подражания и по всякому поводу
начинают напоминать ему, что должен на него равняться. В таком случае
ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо
ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Возможно
даже, ребенку захочется походить не на положительного, а на
отрицательного героя.
Следует помнить, что одна из
основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права
быть, прежде всего, искусством и в таком ее качестве восприниматься
человеком. (по материалам сайта детского сада №489 г. Москва Автор-составитель воспитатель
Боташева Лидия Хашаовна)
|