Большое значение для здоровья
и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды,
сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним
стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня — это система распределения
периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических
и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности
детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение
детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание
еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей:
они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают
капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных
признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском
саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку.
И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого
взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить
о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно
и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня — это четкий распорядок жизни
в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна,
а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим
укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное
осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность — это ответная реакция
на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является
результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается
огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому
распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные
промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями
в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно
настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется
достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает
выраженного утомления.
В первые три года жизни режим
дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам
воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному
росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений,
становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста
должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной
деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью
клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных
процессов.
Хорошая работоспособность в течение
дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.
С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного
мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент
работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые
ведают данной деятельностью (поле
оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся
в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной
возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее
функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме,
имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму —
смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка
не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч,
а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч.
Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей,
планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна
и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить
адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания
в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим
существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности
отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь
ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу.
Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное
нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой
продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными
играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности
75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную
деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных
движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с
учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели
занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу
мер по предупреждению утомления.
Продолжительность отрезков бодрствования
у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость
чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить
по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно
отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера
лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром
его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка
имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям
не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу
его медлительности. Днем они не тратят время на многократные
приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье
начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные
с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью
используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм
в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности,
то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то,
как протекают все физиологические процессы в организме. В детских
дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у
детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко
не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима
дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду
в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или , напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим
меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна,
преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок
все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9—9
часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят
днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30
минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно
вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое
бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток
времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы
почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере
определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою
воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть,
посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет
умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром
его приходится' будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое
недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит
к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии
центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя
соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять
потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия
при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных
воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и
это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут
за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть.
А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры
ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно.
Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно
сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки
совершенствуются.
Режим дня в семье
Поведение ребенка в детском саду,
его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости
от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные,
а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома,
как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного
режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник
бывает хуже, чем во второйтретий день недели. Необходима серьезная
организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению
домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным
в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации
вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху
на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно
перед сном.
|