Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать
всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг
станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и
принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли
самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой
самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать
кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению
самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать
решения и нести ответственность за последствия своих действий. Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть
у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как
поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к
которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать
машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только
учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай
сам". У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где
решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия
своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться
или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже
которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней
вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять.
Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет
совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его
действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в
будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его
права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет
либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень
полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы
хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него,
чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет
гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с
тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить
принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. Ребёнок
учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни,
но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и
к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки,
шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство
свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего
поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его
опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать
самостоятельно в реальной жизни. Важную роль в приучении ребёнка
быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к
определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня,
структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста
начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то
маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию"
ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то
или иное действие. |