"Детство — это важнейший период человеческой жизни, не
подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать
— рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не
зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из
которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и
недостатках детских дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется
вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои
плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с
точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии,
социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно
рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для
полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с
незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими
членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно,
стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие
неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят
ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить,
укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют
ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание,
любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и
близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим
сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не
реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее,
выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей
уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им
действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все
предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко
плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть
самыми разными:
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие
отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение
занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических
навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у
ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в
группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок,
бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка).
Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно
для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское
учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с
воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с
ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер
поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество
детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.
Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними
взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в
постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и
сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и
привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той
или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и
детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей.
Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский
коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само
собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться,
трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при
подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания
имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических
навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное
внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать
умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.
С 1 года 2 месяцев необходимо
учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда,
хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно
участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо
приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту,
пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду,
называть предметы одежды.
К 2 годам он должен знать свое место за столом, место
для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и
в спальне.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В
связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их
утрата.
Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных
навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях,
пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и
культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям
общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и
нравственно, растут крепкими и здоровыми.
О
развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по
основным бытовым навыкам.
В 2 года ребенок:
ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и
части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается
(натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично
раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется
носовым платком (при напоминании); контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев ребенок:
одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.
В 3 года ребенок:
одевается с незначительной помощью взрослого, а
раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном; застегивает
несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение многих
предметов и их местонахождение; выполняет поручения из двух-трех действий
(отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться
полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе в
квартиру; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не
выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим; говорит слова
благодарности, здоровается, прощается. |